Юридические аспекты |
На сегодняшний день существует всего 7 основных документов, которые регламентируют работу гостиничных предприятий на территории России, и которые необходимо изучить и досконально знать начинающему бизнесмену. ГОСТы (2) 1. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» (01/07/1994) 2. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (01/01/1999) Законы (4) 3. Прежде всего – закон РФ «О защите прав потребителей» (5/12/1995) 4. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» от 25 апреля 1997 года №490 5. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» (24/11/1996) № 132-ФЗ 6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Кодекс (1) 7. Гражданский кодекс РФ Этот перечень документов относится, прежде всего, к традиционным гостиничным предприятиям. Что касается мини-отелей – позиция в законодательства по отношению к ним до сих пор не четко определена, в связи, с чем возникает большое количество «неувязок» и спорных моментов. Жилой или нежилой? На что Вы обрекайте себя, собираясь организовывать гостиничное предприятие в помещении жилого фонда? В данном случае у Вас есть два пути:
Для того чтобы соблюсти законность и юридическую «чистоту» процедуры в последнем случае, Вам необходимо будет запомнить несколько нюансов:
Работа с контрагентами При сотрудничестве с организациями, доход от которого составляет около 50% выручки, гостиничное предприятие работает по договору, в отношении которого действуют положения главы 39 ГК РФ, известной как "Возмездное оказание услуг". Как правило, такие агентские соглашения таят в себе большое количество налоговых и бухгалтерских рисков, которые могут обернуться многомиллионными штрафами. При заключении договора гостиница сознательно устанавливает низкие – корпоративные цены, при условии бронирования определенного минимального количества ночей (ночевок). В случае невыполнения этих условий агентом гостиница имеет право: не заключать аналогичный договор в будущем (расторгнуть договор) или произвести перерасчет по договору, исходя из цен, установленных в общем прейскуранте гостиничного предприятия. В соответствии с условиями договора гостиница должна выполнение условий договора и делать перерасчет в случае нарушения условий или расторгнуть договор. Будет засчитано нарушение в случае, если агент не выполнил свои обязательства, а гостиница не произвела перерасчет и продолжает сотрудничать с организацией (не расторгла договор). При перерасчете необходимо выставить агенту дополнительный счет, указать выручку в бух. учете и доначислить налоги. Дата документов на перерасчет должна совпадать со сроком окончания договора, так как именно в этот момент стороны согласуют информацию о том, были ли выполнены обязательства. При заключении договора с контрагентами часто возникает путаница в отношении того, кто оказывает услуги: гостиница оператору, размещая клиентов, или оператор гостинице, находя клиентов? Нечеткое разграничение условий договором, относящихся к оказанию услуг и выплате комиссий, может стать проблемой: налоговые органы не признают агентское вознаграждение, которое, часто не подтверждается отчетом, как расход, уменьшающий прибыль, облагаемую налогом. Для решения этой задачи необходимо заключать два договора, каждый из которых необходимо упоминать в налоговом и бухгалтерском учетах. Вопросы со стороны налоговой могут возникнуть также в случае, если гостиницы выплачивает агентское вознаграждение клиенту, который обслуживается по корпоративным ценам. В случае если вознаграждение выплачивается, как процент от действующего прейскуранта, – оно экономически оправдано. Бесплатное время облагается налогом Два или три часа, бесплатно предоставляемые гостиницей клиенту для подготовки к выезду, классифицируются в соответствии с законодательством как передача права собственности на услугу, которая оказывается на безвозмездной основе, что согласно подпункту 1 пункта один статьи 146 НК РФ должно облагаться НДС. Бухгалтер должен будет внести соответствующие записи: по дебету счета "Внереализационные расходы" (91) и кредиту счета "Расчеты по налогам и сборам" (68). НДС рассчитывается в зависимости от стоимости времени пребывания, указанной гостиницей в прайс-листе. Соответствие статусу В народе говорят, «назвался груздем – лезь в кузов». С гостиничными предприятиями – похожая история – назвался пятизведочным отелем – будь добр, соблюдай обязательства. В случае если уровень сервиса в гостиничном предприятии 3 звезды или больше – оно должно быть оборудовано соответствующей техникой, оснащено системами горячего и холодного водоснабжения, системой кондиционирования воздуха. Регламентируется обустроенность и площадь номеров, благоустроенность и освещенность территории, наличие и качество дополнительных услуг, предоставляемых отелем. В случае неисполнения обязательств гостиничное предприятие может понести финансовый ущерб. |